«Тамбовская чернь» один из древних видов вышивки персона ОБЩЕСТВО

«Тамбовская чернь» один из древних видов вышивки персона ОБЩЕСТВО

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

2014-2015 учебный год

Номинация: «Проектная и творческая деятельность учащихся»

Подраздел: краеведение

Название работы: «Тамбовская вышивка: между прошлым и будущим»

Автор: Иванова Алена, 11 класс, под руководством Бекетовой Жанны Викторовны, МБОУ Новоникольская СОШ, Староказинский филиал

Место выполнения работы: село Старая Казинка, Мичуринский район, Тамбовская область
Содержание

Введение………………………………………………………………….3-5

Глава 1. История формирования тамбовской вышивки……………..6-10

Глава 2. Анализ композиции узоров и техник……………………….11-17

Глава 3. Создание собственного оригинального изделия…………..18-20

Заключение…………………………………………………………………21

Литература…………………………………………………………………22

Введение.

Мы живем в такое время, когда люди носят изделия массового потребления. А ведь совсем недавно, одежда человека могла рассказать не только его биографию, но и историю рода. Каждая вещь была уникальна и неповторима. Особую роль здесь играла вышивка, отражавшая общерусские и местные представления и верования, выдумку, оригинальность самой женщины-мастерицы, её способности и умения.

Актуальность исследования очевидна. В последние годы в Тамбовском крае, как и во многих регионах России, идет процесс возрождения народной культуры, народного творчества, обучение традиционным промыслам региона. Многие энтузиасты проводят мастер-классы для детей и взрослых, организуют творческие выставки.

В своей работе мы хотели показать красоту, своеобразие тамбовской вышивки, привлечь внимание к традиционным промыслам, найти новое использование самобытных орнаментов в одежде молодого поколения.

Объект исследования: история формирования самобытности тамбовской вышивки на протяжении XVII-XIX вв., ее связь с соседними регионами и современное состояние промысла.

Предмет исследования: изучить орнаменты, узоры вышивки, познакомиться с материалом местных музеев и современных мастериц.

Цель: изучить историю формирования тамбовской вышивки, выявить ее своеобразие и обрядовый смысл.

Гипотеза нашего исследования: тамбовская вышивка имеет сходство с вышивками соседних регионов, но отличается оригинальностью орнаментов, красок, техник, манерой выполнения.

Задачи работы:

-    изучить доступную литературу по данной теме;

-    сравнить старинные орнаменты и современные, сопоставить тамбовскую вышивку с рязанской, курской; выявить общее и различное;

- создать свое оригинальное изделие; подготовить и провести урок технологии в младших классах;

- провести социологический опрос;

-   обобщить собранный материал; сделать обоснованный вывод по проблеме;

-   внедрить полученный материал в школьную практику, подготовить материал для школьного музея в форме буклета и экскурсии.

Методы исследования:

- сравнительно–сопоставительный;

- метод анализа и синтеза;

- социологический опрос;

- экспериментально-практический.

Все это дало возможность на основе доступных материалов восстановить историю формирования тамбовской вышивки, выяснить причины изменений орнамента, показать связь изменений с событиями истории нашего края, выявить своеобразие и глубинный смысл промысла. Материала по интересующей нас теме немного, в большинстве источников даются только разрозненные сведения, поэтому возникли определенные трудности в ходе работы. Большую помощь в работе над темой оказала книга Е.Н. Ладыгиной «Костюм Тамбовщины: все краски радуги» и «Русский костюм», из серии Сокровища Государственного Исторического музея. Особенно интересен материал из книги Р.М. Кирсановой «Костюм в русской художественной культуре» и Л.Н.Молотовой и Н.Н.Сосниной «Русский народный костюм». Дополнительные сведения были найдены в статьях на сайте www.slovo-online.ru, www.larussie.narod.ru .

Новизна работы заключается в том, что в ней сравниваются современные орнаменты и старинные, исследуются музейные экспонаты нашего края, есть попытка создания своего оригинального изделия. На основе полученных сведений и практических навыков был подготовлен урок технологии в младших классах, создан буклет, подготовлена экскурсия.

Глава 1. История формирования тамбовской вышивки

Большую сложность при изучении народного искусства и кустарных промыслов на территории Тамбовской области представляет неоднократное изменение административно-территориальных границ области. В результате территориально-административных перестановок были нарушены слагавшиеся столетиями культурно-бытовые связи и утрачена преемственность традиций. Исчезли из научного оборота или потеряли полноту значения такие понятия как «тамбовская игрушка», «тамбовское кружево», «тамбовская вышивка», «тамбовский костюм», ибо места бытования этих традиционных для тамбовского края видов декоративно-прикладного искусства оказались за пределами области. Достаточно назвать хотя бы понятие «елецкое кружево», а ведь центром кружевоплетения было и село Тютчево под Лебедянью, мастерицы которого работают на производственном объединении «Елецкие кружева», входившем в XIX веке в состав Тамбовской губернии. /4. С.56/

Самым распространённым и развитым видом народного искусства является вышивка, которой занимались женщины различных социальных слоёв. Вышивка являлась одним из основных занятий в каждой крестьянской семье и каждая девушка  должна была приготовить своими руками приданое к свадьбе, включающее в себя большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, столешников и подзоров к кроватям и всё это украшалось вышивкой. В зависимости от назначения рубахи и полотенца имели определённое декоративное решение. В течение длительного времени русские женщины выработали своеобразные приёмы вышивки, характерные для определённой местности, которые обогащая и развивая, они передавали от поколения к поколению. Искусство вышивки требовало не только терпения, усидчивости и трудолюбия, но и богатой фантазии в сюжетах, орнаментике и технике выполнения работы.

Своеобразная по художественному облику, тамбовская вышивка еще в прошлом веке обратила на себя внимание любителей народного искусства и русской старины. Выполненная черным и цветными шелками с серебряной или золотой ниткой, она привлекала старинными мотивами орнамента, изысканностью сурового колорита и тонкостью техники.
Из дореволюционных изданий вышивкам Шацкого уезда Тамбовской губернии посвящена книжка С. Шаховской с предисловием Ф. Буслаева (Узоры старинного шитья в России, собранные княжною С. Шаховской. М., 1885.). В советские годы изучением тамбовской вышивки занималась В. Я. Яковлева, давшая подробный анализ различных узоров и техники их выполнения./11/
Коллекции тамбовской вышивки, собранные в селах Чучково, Копнино и Мелихово Рязанской губернии, а также Моршанском и Кирсановском уездах Тамбовской губернии, хранятся в музеях Москвы, Ленинграда, Загорска, Тамбова, Моршанска, Рязани.
Тамбовская вышивка во многом не отвечает тому представлению о русской народной вышивке, которое сложилось у нас на основании многочисленных, довольно поздних образцов (конца XIX - начала XX веков), собранных в Рязанской, Тульской, Орловской, Калужской и других губерниях. Для последних характерна яркая локальная гамма тонов, контрастность цветовых сочетаний, сочная жизнерадостность общего художественного облика, нередко наивная «пряничность» в трактовке узоров. Такие вышивки можно было найти и на Тамбовщине. Но более старые местные образцы, относящиеся к концу XVIII - первой половине XIX века, производят совершенно иное впечатление. Они сдержанны и благородны, в их колорите преобладает не красный, а черный цвет. Правда, черные вышивки были известны и в Воронежской области, но там они выполнялись не шелком, а шерстью, и имели совсем другое построение орнамента. /11.С.126/
Мы называем эту старинную вышивку тамбовской, однако ее истоки, судя по археологическим данным, следует искать севернее, в Рязанской земле.
Весь облик тамбовских вышивок, в особенности черных с серебром и золотом, чрезвычайно архаичен и, несомненно, сложился еще задолго до монгольского нашествия.
В Рязанские земли - бассейн среднего течения Оки - славяне-вятичи начинают проникать уже в середине I тысячелетия нашей эры, оттесняя коренных жителей края мордву-эрзю на Восток. В VII-IX веках проникновение славян усиливается, и они несут с собой уже сформировавшуюся культуру. Элементы этой культуры устойчиво сохранялись в Рязанской земле вплоть до XII-XIII веков, а некоторые остатки ее дошли и до нашего времени.
Центром славянской культуры, ремесла и торговли стал город Старая Рязань, мимо которой по Оке пролегал важнейший торговый путь на Восток - через Волжские Булгары, вниз по Волге, на Кавказ и в Среднюю Азию.
Как показали материалы археологических раскопок, Старая Рязань не уступала по своему значению Киеву или Чернигову. И архитектурный облик ее и народное искусство тоже были близки культуре обоих этих древних городов. Однако здесь много местных своеобразных мест. Особенно отличались богатством оформления и высокой техникой работы ювелиров. В число художественных изделий Старой Рязани входили, очевидно, и вышивки. /5. С.147/
В XIII веке Старая Рязань была уничтожена татарами, но остатки ее высокой культуры продолжали жить среди местного населения. Доказательством этого служат фрагменты ткани (датируемые XIV - XV веками), вышитые серебряными нитками, которые были найдены в Рубцовских могильниках на берегу Оки.

В XVI веке Рязанское княжество перешло к московским князьям. Татарское иго было свергнуто и Тамбовщина начинает заселяться русскими. В 1551 г. был построен Шацк, в первой четверти XVII века постепенно заселяется Моршанский уезд, в 1636 году - заложен Тамбов. /5. С.215/
С начала XVII века идет усиленная колонизация Тамбовщины. Туда шли «сходцы» с разных концов русской земли. Обширные угодья закрепляются за помещиками, которые нередко переселяют туда крестьян из своих старых имений.
В результате, в XIX веке на Тамбовшине, как и в других губерниях центральной черноземной полосы, создалась чрезвычайная пестрота и разнообразие народных костюмов, видов народного тканья и вышивок.
И среди этого многообразия довольно четко прослеживается тип вышивок черным и цветным шелком с металлическими нитками, занесенный переселенцами с границы Рязанской и Тамбовской губернии. Интересно отметить, что такие вышивки встречались почти исключительно в селах, где жили государственные крестьяне - потомки «служилых людей» (В селе Моршань-Лядовка, на границе Саратовской области, где жило много государственных крестьян, была собрана в 1904 г. В. П. Шнейдером одна из наиболее крупных коллекций тамбовской вышивки.). По местам, где бытовали эти вышивки, можно проследить, как постепенно служилые люди, поднимаясь вверх по течению Цны и ее притокам Выше и Кашме, попадали через волоки на р. Ворону. /1.С.79/
В основном старинные тамбовские вышивки можно было найти в северной и восточной части губернии, но отдельные образцы обнаружены и в западной ее стороне. Вполне возможно, что область распространения тамбовских вышивок была в прошлом более обширной. Но к середине прошлого столетия эта вышивка уцелела лишь в немногих селах.
О том, что старинные вышивки шелками были связаны со старой рязанской культурой, говорит также большое сходство одежды тамбовских женщин с костюмом ряда районов Рязанщины. Шелками вышивали преимущественно головные уборы: лопасти и очелья сорок, женские и девичьи полотенца, - наиболее древний тип славянского головного убора. На девичьих полотенцах - «связках» вышивка в виде квадратов или коротких прямоугольников располагалась на концах. Женские головные полотенца были шире, вышивка шла по краям довольно узкой полосой. Один конец полотенца заматывался вокруг шеи, другой, прикрывая сороку, свешивался спереди на лоб.
В старину вышивками украшали также вещи, связанные с обрядом венчания: свадебные платки - «косяки» и ширинки. На платке, который складывался наискось, вышивку делали только в одном углу, на ширинке - квадратами по четырем углам. В старину вышивками украшали также вещи, связанные с обрядом венчания: свадебные платки - «косяки» и ширинки. На платке, который складывался наискось, вышивку делали только в одном углу, на ширинке - квадратами по четырем углам. /10. С.136/

Таким образом, формирование тамбовской вышивки тесно связано трагическими историческими событиями и влиянием соседних регионов Рязани, Курска, Воронежа. Тамбовская вышивка – древнее уникальное явление, сохранившее сдержанный и благородный колорит.

Глава 2 . Анализ композиции узоров и техник

Тамбовская вышивка очень разнообразна по композиции узоров, расцветке и технике исполнения. Узоры из черного шелка, строгие и торжественные, перемежаются с многоцветными, более нарядными и кудрявыми, то ковровыми, то с просветами фона. Черной ниткой намечен лишь тонкий контур орнамента, внутри же фигуры сплошь защиты цветными шелками .
Тамбовские узоры выполнялись двусторонним крестом-швом, весьма редким в русской народной вышивке, известным еще только в верховьях Северной Двины, а также счетной гладью и росписью. Встречаются среди музейных образцов и сквозные вышивки шелками в технике цветной перевити.
В элементах тамбовского орнамента много общего с мотивами, типичными для русской вышивки вообще, особенно южно-великорусской. Здесь те же «круги» - простые ромбы, «хряст» - ромб, пересеченный двумя диагоналями, «репей» - ромб с продленными концами, ромб с крюками, косые кресты, меандр и его части, геометризованные изображения женских фигур («скоморохи»), мотивы растительного происхождения; розетки, листья, «елочки» и сосновые ветки («вити сосновецкие»).
Но, если геометрические узоры русской вышивки строятся в основном из ромбических форм, то в тамбовской вышивке преобладают фигуры квадратных очертаний. Есть в ее орнаменте формы, образованные двумя переплетенными овалами, а также мотивы, напоминающие лапы якоря. Основа этих мотивов - обобщенное изображение женских фигур.
Анализируя вышивки Шацкого уезда, известный русский ученый Ф. Буслаев пишет: «Многое в них идет из дебрей азиатского Востока, из классических развалин Римской империи, из времен языческой Германии или же, наконец, из художественных преданий древнехристианского и византийского стиля».
Отдельные элементы орнамента русской вышивки - равносторонние кресты, восьмилопастную розетку - мы можем найти в искусстве Ближнего Востока, древнего Китая, Японии, Индии, античной Греции, дохристианской Европы, а позднее аналогичные мотивы встречаются в искусстве славянских, угро-финских и многих других народов. /3.С.278/

Как показывает сравнение русских вышивок с вышивками народов Поволжья, из одних и тех же мотивов, по разному скомпонованных, выполненных разной техникой и данных в различном колорите, можно создать узоры, имеющие в каждом случае своеобразный художественный облик.
Одна из наиболее характерных особенностей тамбовских вышивок -центрическое построение композиции, вписанной в квадрат. Интересна аналогия тамбовских вышивок с коптскими тканями V-VII веков нашей эры - их роднит черный, довольно плотный орнамент, а иногда даже сходство отдельных мотивов, например, веток, идущих из центра в углы квадрата, или переплетающихся овалов в ромбиках между этими ветками.
Характерный для тамбовской вышивки «двусторонний крест» состоит из двух пересекающихся диагональных стежков, замкнутых в квадрат стежками, соединяющими их концы. То же сочетание диагонального креста и квадрата лежит в основе большинства орнаментальных фигур. Именно соразмерность мельчайших частей и целого создает то незабываемое впечатление, которое оставляют образцы искусства тамбовских вышивальщиц./3.С.189/
Некоторые ковровые вышивки построены на игре одних квадратных форм, взятых в разном масштабе; на других — в квадрат вписаны по диагоналям фигуры более сложных очертаний. Диагональная направленность узора, вносящая элемент динамичности, смягчается спокойной по ритму каймой, где мотивы напоминают разделенный на части греческий меандр.
Часто вышивки имеют как бы двойной орнамент — основной узор, выполненный двусторонним крестом черным шелком, и фон, зашитый золотой или серебряной ниткой. Такая орнаментальная равнозначность узора и фона еще более усиливает ритмическое начало тамбовской вышивки.
Узоры русской народной вышивки почти всегда помещены на белом фоне холста, ковровость ей мало свойственна. В. Я. Яковлева высказывает интересную мысль, что очевидно закрывать белый фон разрешалось только золотом пли серебром. В тамбовской вышивке это делается металлическими нитками, а в других областях, где ковровые вышивки встречаются главным образом на головных уборах - блестками.
Плотно зашитых, как бы кованых вышивок с черным узором, проступающим на серебряном или золотом фоне, сохранилось сравнительно немного. В большинстве тамбовских вышивок двусторонним крестом черно-серебряные квадраты даны на фоне холста и оживлены узкими красноватыми полосками, выполненными косой гладью или швом «в елочку». /8. С.267/
Орнамент, построенный на диагональных линиях, более динамичен, чем замкнутые в плотную ковровую рамку узоры, вышитые двусторонним крестом. Но непрерывное движение орнамента в вышивках гладью может продолжаться только вправо и влево: сверху и снизу оно ограничено то прямыми узенькими полосками, то более развитыми орнаментальными каймами. Такое фризовое построение, имеющее трехчастную композицию с симметрией по горизонтальной оси, вообще очень характерно для вышивок южных великорусов.
Узоры некоторых вышивок счетной гладью на первый взгляд кажутся довольно сложными. Однако если внимательно рассмотреть их, видно, что орнамент центральной полосы состоит всего из двух мотивов: схематизированных женских фигур - «скоморохов», данных в зеркальном отражении и фигур, похожих на латинскую букву «S», помещенных то вертикально, то горизонтально.
Тут, как и в черных вышивках, двусторонним крестом, фон между фигурами, зашитый серебряной ниткой, не менее орнаментален, чем основной узор. В приведенной вышивке вообще трудно установить, какой узор главный - черный или серебряный. Техника шитья и композиция орнамента здесь также связаны между собой.
В колорите всех цветных тамбовских вышивок ведущим является красный цвет, получаемый при крашении шелка-сырца корнем марены. Этот цвет сильно отличается от оттенков красного, - грубоватых, а подчас и крикливо-ярких, которые дают анилиновые красители. Цвет шелка-сырца, окрашенного мареной, при большой силе и звучности не резок, нежен. Теплый и глубокий, он как бы излучает неяркий свет. Марена дает самые различные оттенки красного; коричневатые, терракотовые, винно-красные, розовато-песочные. Все эти оттенки сочетаются в кирсановских вышивках со светло-охристыми, кремовыми, зеленоватыми, бирюзово-голубыми и объединены неизменным черным контуром. /8.С.167/
Своеобразна группа тамбовских вышивок, с изящным и легким узором, где контуры орнамента намечены тонкой черной линий шва «роспись», а пространство внутри фигур зашито гладью цветными шелками. Они применялись, главным образом, для украшения женских головных полотенец, а также свадебных ширинок и платков. На полотенцах вышивка шла по краю легкой узкой полоской, состоящей из маленьких ромбиков, квадратиков, розеток, соединенных тонкими, зигзагообразными линиями росписи. Излюбленный мотив тут - «репей кудрявый» - ромбик с попарно отходящими от его углов спиральками. На ширинках узоры располагались квадратами по углам, связанными иногда узорной полосой. Иногда же, как на чувашских свадебных платках, расшитые квадраты с внешней стороны продлены каймами. Узоры, как и в вышивках на полотенцах, легкие, незагруженные, с большим количеством белого фона. Подобно орнаменту в вышивках крестом, они строятся из центра на пересечении двух прямых и двух диагональных линий, обогащенных всевозможными геометрическими и растительными мотивами. Черная линия росписи свободно рисует контур более крупных мотивов, которые расцвечиваются, затем цветным шелком и прихотливо украшает весь узор мелкими, нарядными, как бы кружевными графическими фигурками: спиральками, крючочками, ресничками. Мягкие, скругленные очертания мотивов вышивки позволяют предположить, что выполнялась она не по счету нитей ткани, а по рисунку. /3.С.25/
Почти полную аналогию таким вышивкам можно найти на старинных ширинках Каргополья, в Заонежье, на расстоянии более тысячи километров от Тамбовщины. Близка по технике и характеру узоров и ширинка из Архангельского краеведческого музея - редкий памятник русского вышивального искусства XVI века. Для объяснения сходства в вышивках столь далеких друг от друга районов можно сделать два предположения: либо это остатки какой-то очень древней русской культуры, занесенной переселенцами из Киевской Руси почти одновременно в Рязанскую землю и в Заонежье, либо результат более позднего влияния культуры Московской Руси XVI-XVII веков. Графическое контурное решение орнамента, обведенного гибкой черной линией, с последующей его частичной расцветкой можно найти и в других видах русского декоративного искусства, связанных с культурой Московской Руси XVII века - сольвычегодских эмалях и северодвинской росписи по дереву. /3.С.163/
Среди вышивок с линейным орнаментом есть и типично местные тамбовские, - черные с серебром, но уже не плотные, как при вышивании крестом или счетной гладью, а более воздушные, похожие на полосу кружевной прошвы с металлической ниткой, положенной на холст.
В XVIII веке, судя по немногим дошедшим до нас образцам, вышивки цветными шелками, гладью и росписью были гораздо шире распространены, чем в XIX. Они бытовали не только у северных, но и у южных великороссов, где были более плотными и состояли исключительно из геометрических мотивов с прямоугольными очертаниями. Примером такой вышивки может служить конец полотенца. Мотив ее орнамента - ромб с крюками на концах - очень похож на мотив вышивки одной из ширинок. Но если последний дан в мягких округленных очертаниях и свободно расположен на фоне, то на полотенце он сильнее геометризован и скомпонован в плотную узорную полосу. Эта вышивка особенно ценна своим ярким сочным колоритом, сохранившим полностью первоначальную расцветку. /3. С.294/
Еще одну группу старинных тамбовских вышивок составляют вышивки сквозные, исполненные по ткани, предварительно разреженной выдергиванием нитей. Некоторые из таких вышивок напоминают аналогичные по технике вышивки цветной, перевитою на полотенцах и передниках Тульской, Калужской, Орловской и западной части Рязанской губерний, и мотивами орнамента, и техникой исполнения, и розовыми ткаными полосками, сопровождающими широкую вышитую полосу. Но вышивки других губерний, которые дошли до нас преимущественно в позднейших вариантах, часто выполнены хлопчатобумажными или шерстяными нитками, крашеными анилином. Тамбовские же вышивки, принадлежащие к более раннему времени, вышиты шелком, отличаются тонкими колористическими соотношениями и большой тщательностью исполнения. /4.С.158/
Наиболее оригинален образец тамбовской вышивки цветной перевитою. Колористическая гамма его острая и неожиданная. На фоне холста, сплошь затканного полосами брусничного цвета, выделяется неширокий сквозной орнамент, в котором, как и в других местных вышивках, активную роль играет черный цвет, красиво контрастирующий с золотистым и густо-розовым: две узкие полоски, вышитые крестом, выдержаны в той же расцветке. /5.С.64/
Узор, выполненный настилом цветной нитки по сплошь перевитой сетке, что свойственно старинным ярославским вышивкам, сочетается здесь с типично тамбовским орнаментом в виде сопровождающих полосок. Расцветка вышивки также характерна для Тамбовщины. /3.С.134/
Рассматривая старинную тамбовскую вышивку в целом, мы найдем в ней ряд черт, роднящих ее с вышивкой соседних народов Поволжья: наличие во многих случаях черного контура, фактурность, сходстве некоторых швов и отдельных мотивов. По при всем своеобразии тамбовской вышивки она в основе своей русская. /5.С.78/
В связи с тем, что Тамбовщины долгое время была одним из наиболее заброшенных и глухих углов царской России, она оказалась заповедником старинной народной вышивки. Там сохранился и совсем особый вид древнейшей черно-золотой и черно-серебряной вышивки, характерный только для Тамбовщины. и вышивки разноцветными шелками. Хотя цветным шелком вышивали раньше и в других местах, но к тому времени, когда начали собирать образцы народного искусства, эти вышивки уже почти исчезли. Все это придает тамбовской вышивке особую историческую и художественную ценность.
Возрождение местной народной вышивки началось в 30-х годах. В вышивальной артели в селе Соломинка и ее филиале (с. Александровка) шили мужские сорочки, женские платья, скатерти, украшенные вышивкой по народным образцам. Но после Отечественной войны производство вышитых изделий в Соломинке прекратилось, артель стала выпускать ковры, а вышивка Александровки вообще потеряла всякую связь с художественными местными традициями. /9.С.136/

Развитие современной тамбовской вышивки пошло по иному пути. Стали делать небольшие вещи для новых квартир: простые и скромные по оформлению салфетки, дорожки, скатерти.
Глава 3. Создание собственного оригинального изделия

В нашем школьном музее собраны образцы тамбовской вышивки начала 20 века: полотенца, подзоры, скатерти, мужские и женские рубахи.

Изучив орнаменты, можно сделать следующие выводы:

- Использованы традиционные красные, золотые, черные цвета, но иногда появляются и зеленые, коричневые;

-Используются техники: цветная гладь, крестик, реже бисер;

-Мастерицы используют традиционные сюжеты: птицы, цветы, ягоды, геометрические рисунки (ромб, крест, круг);

-Мы не встретили повторяющиеся сюжеты и орнаменты, все изделия оригинальны.

-Нашему региону больше близка техника Поволжья.

Нам повезло, в селе Старая Казинка живут молодые рукодельницы, которые для себя и своих домашних вышивают различные изделия: салфетки, скатерти, картины. Мы взяли у них несколько уроков мастерства и попробовали создать свое. Дело это, оказалось, непростым и трудоемким. Чтобы создать небольшой рисунок ушло более 3 недель. Но мы получили изделие, которого не было ни у кого.

Нами был разработан самый простой узор крестиком для учащихся 3-4 классов. На уроках технологии ребята создали необычные салфетки к Дню учителя и Дню матери.

Полученные материалы исследования были использованы в создании буклета и экскурсии школьного музея.

Мы провели социологический опрос на знание тамбовских промыслов и тамбовской вышивки. В опросе приняли участие 76 учащихся школы и 56 родителей.

Результаты опроса следующие:

95% учащихся и 75% родителей не смогли назвать ни одного промысла Тамбовской области;

87% учащихся и 42% родителей хотели бы заниматься возрождением местных промыслов и узнать о них больше;

100% и учащихся и родителей не имеют никакого представления о тамбовской вышивке, ее орнаменте и композиции;

86% учащихся хотели бы, чтобы на уроках технологии они знакомились с традиционными промыслами. 40% родителей не возражают, 20% воздерживаются, а 40% считают, что уроки технологии стоит заменить математикой или английским языком.

58% учащихся и 40% родителей считают модными изделия, украшенные вышивкой и кружевом, и хотели бы такие носить.

Таким образом, возрождение тамбовской вышивки в ближайшее время вполне возможно. Данный промысел не требует специального оборудования, какого-то особого материала. Необходимо: пропаганда (реклама), создание кружков, объединений, а желание есть и у взрослых и детей.

Изделия с вышивкой оригинальны, красивы и помогают человеку проявить творчество, талант. Формируют терпение, моторику рук у детей, эстетический вкус, прививают любовь к народной культуре.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Старинными тамбовскими вышивками, дошедшими до нас преимущественно в виде фрагментов, в отрыве от вещей, которые они когда-то украшали, мы можем любоваться как самостоятельными произведениями искусства. Оценивая художественное качество современных вышитых изделий, следует, прежде всего учитывать, что они создаются как часть оформления жилища. Складывающийся в наше время стиль жилого интерьера в его лучших решениях дает образ камерного, но не загроможденного пространства, где все подчинено удобству человека. Современные вышитые изделия украшены обычно довольно скромно, трудоемкие швы заменяются более простыми, общий декоративный облик вещи создается нередко сочетанием вышивки с цветной тканью.
Главная привлекательность тамбовских вышивок, созданных за последнее время, не в густом обильном узоре, а в тонкой игре линий скромного рисунка, хорошо найденных пропорциях между орнаментом и фоном, в изысканности колорита. Большую роль в художественном решении играет сама ткань, на которой выполнена вышивка - легкая редина из крученых льняных ниток. Ее простая, но благородная фактура, близкая к крестьянскому холсту, очень подходит для оформления современного жилища.
В современных узорах сохраняется характерный для старинной тамбовской вышивки колорит - черный или черный в сочетании с темно-красным и небольшим количеством других цветов. Серебро и золото заменяется нитками мулине соответствующих оттенков. Цвет ткани, преимущественно кремовый, мягко и спокойно оттеняет вышитый орнамент.

Заключение

Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Произведения мастеров художественных промыслов – это вещи, органически входящие в среду современного жилища и общественных зданий, предметы, наделённые своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской. Почти каждая вещь, созданная народными умельцами , служит прекрасным к любому важному событию в жизни отдельного человека, в этих вещах – память поколений о национальной культуре народа и даже целой страны./6.С.203/

В результате исследования мы смогли изучить историю формирования тамбовской вышивки на протяжении веков, рассмотреть ее связь с соседними регионами. Мы познакомились с уникальными орнаментами и техниками тамбовских мастериц. Выяснили обрядовый смысл и своеобразие промысла.

Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась: тамбовская вышивка имеет сходство с вышивками соседних регионов, но отличается оригинальностью орнаментов, красок, техник, манерой выполнения.

Работа по возрождению традиций народной вышивки в Тамбовской области только начата (в Тамбове в художественных школах, в церковных мастерских, мастерицами-одиночками), но и то немногое, что сделано, свидетельствует об очень больших возможностях дальнейшего ее развития и украшения ею современного интерьера и костюма.

Литература.

1. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972.

2. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: Музей народного искусства. - М.: Советская России, 1990.

3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как исторический источник. М., 1975.

4. Молотова Л.Н., Соснина Н.П. Русский народный костюм. Л., 1984.

5.Монгай А.Л. Рязанская земляМ.: Изд-во АН СССР, 1961

6. Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. М., 1983.

7. Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1964.

8. Работнова И.П., Яковлева В.Я. Русская народная вышивка. М., 1957.

9. Русское народное искусство XVIII - 2-й половины XIXв. М., 1971.

10. Яковлева В.Я. Калужская народная вышивка. М., 1959.

11. Яковлева В.Я. Рязанская народная вышивка. М., 1959.

Вышивка тамбовская чернь фото
Вышивка тамбовская чернь 44
Вышивка тамбовская чернь 58
Вышивка тамбовская чернь 20
Вышивка тамбовская чернь 27
Вышивка тамбовская чернь 95
Вышивка тамбовская чернь 24
Вышивка тамбовская чернь 30
Вышивка тамбовская чернь 13
Вышивка тамбовская чернь 6
Вышивка тамбовская чернь 75
Вышивка тамбовская чернь 41
Вышивка тамбовская чернь 99
Вышивка тамбовская чернь 73
Вышивка тамбовская чернь 11
Вышивка тамбовская чернь 80
Вышивка тамбовская чернь 40
Вышивка тамбовская чернь 22
Вышивка тамбовская чернь 23
Вышивка тамбовская чернь 50
Вышивка тамбовская чернь 6